Значение готовности современного человека к кооперации и коммуникации, способности критически оценивать незнакомую ситуацию и нестандартно подходить к решению проблемы рассматривали педагоги, методисты «Центра творчества «СВЕЖИЙ ВЕТЕР» на семинаре-практикуме по теме «Компетенции XXI века» (в рамках Творческой мастерской «РИТМ» управленческого проекта «Территория личного успеха»).
В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Что это за навыки? Какова их структура? Как они соотносятся с образовательным процессом? Как их формировать на уроке, занятии? Как педагоги смогли развить ключевые навыки 4К: критическое мышление, креативность, коммуникацию и командообразование (сотрудничество, коллаборация) в своих обучающихся.
На поставленный вызов отвечает набирающая популярность стратегия «4К».
Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Компетенция и умение это не одно и тоже. Умение – это действие, компетенция – это то, что можно извлечь из наблюдений за действиями, или умениями.
Самоорганизация, самоконтроль, самостоятельность и рефлексия, саморегуляция и самоопределение – это тоже компетенция, в основе которой находится знание, а также умение его использовать. Дополняет её готовность сотрудничать и взаимодействовать для решения различных задач.
Участники семинара еще раз акцентировали внимание на развитие компетенций современными методами и средствами: от управления качеством образования до новых образовательных результатов.
На практикуме педагогам необходимо было рассмотреть, как возможно преобразовать его педагогическую деятельность, чтобы эффективно изучать, формировать и оценивать навыки «4К».
Главный вывод методического мероприятия, что современный образовательный процесс есть то пространство, где может состояться первое успешное овладение учащимися навыками «4К», которые наравне с другими soft skills XXI века являются основополагающими элементами успеха и на следующих ступенях образования, и в карьере, и в жизни за пределами образовательного учреждения.
Получение теоретического и практического опыта на семинаре будет ориентировать педагогов на успех в дальнейшей педагогической деятельности.
Материалы семинара могут быть использованы в сфере дополнительного образования детей в работе методистов по организации семинаров, индивидуальных консультаций, в работе непосредственно педагогов дополнительного образования в целях самообразования и повышения своей педагогической компетентности.
- Стегалина Л.А. Сценарий семинара-практикума «Компетенции XXI века» в рамках Творческой мастерской «РИТМ» (Электронный документ .pdf)
- Стегалина Л.А., Жигалко Г.Р. Презентация к семинару-практикуму «Компетенции XXI века» в рамках Творческой мастерской «РИТМ» (Электронный документ .pdf)