В марте-апреле 2017 года в МБОУ ДО «Свежий ветер» был проведен конкурс исследовательских работ и творческих проектов учащихся среднего и старшего возраста «Я-исследователь».
Цель конкурса: развитие интеллектуально-творческого потенциала и навыков творческого проектирования личности обучающихся среднего и старшего возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.
Задачи конкурса:
— содействовать развитию творческой исследовательской активности учащихся среднего и старшего школьного возраста;
— формировать у обучающихся и педагогов представления об исследовательском обучении, как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
— содействовать развитию и распространению образовательных программ и педагогических технологий проведения учебных исследований с учащимися среднего и старшего возраста;
— стимулировать интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
— содействовать формированию научной картины мира;
— формировать у учащихся положительную трудовую мотивацию.
Сроки проведения конкурса:
Конкурс проводился в два этапа:
- первый этап — (до 17 марта) – подготовительный этап (информирование о конкурсе, сбор заявок и работ).
- второй этап, заочный (с 20 марта – 14 апреля 2017 года) – экспертная оценка работ.
В конкурсе приняли участиеучащиеся таких образовательных учреждений как: МБУ «Лицей № 57», МБУ № 70, МБУ «Школа № 90», МБУ «Лицей № 76», МБУ «Школа № 10», МБОУ ДО ГЦИР, МБУ «Школа № 61», МБУ «Гимназия № 77», МБУ «Школа № 94», а также учащиеся МБОУ ДО «Свежий ветер» педагогов дополнительного образования Баклановой Л.М, Яковлевой О.А., Евстроповой Н.А.
На конкурс «Я — исследователь» было представлено 25 исследовательских и проектных работ, которые были изучены и оценены экспертным советом в составе:
- Мишина И.Н., педагог дополнительного образования, член комиссии, председатель родительского комитета Центра;
- Арефьева Н.А., педагог дополнительного образования, член комиссии;
- Сафарова М.Н., педагог дополнительного образования, член комиссии;
- Мулюкин В.Ю., педагог дополнительного образования, член комиссии;
- Хорева А.А., педагог дополнительного образования, член комиссии;
- Балух В.П., педагог МБУ школы № 61, председатель комиссии, внешний экспект.
В ходе своей работы экспертного совета определены победители:
Выводы:
- В конкурсе исследовательских работ и творческих проектов приняли участие 31 учащийся из 10 детских учреждений.
- В ходе анализа портфолио проектов было установлено, что возрос уровень подготовки исследовательских работ и творческих проектов, типология и тематика проектов очень разнообразна, в частности: социальный, исследовательский проект или работа.
- В ходе работы жюри было решено оценивать работы по направлениям: литература, история, естествознание, психология, биология, экология, иностранный язык без учета возрастных категорий.
- Экспертным советом отмечена социально-практическая значимость таких исследовательских проектов и работ, как: «Важность знания исторической науки в современном мире» Карчаганова Л.В.(история), «Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой» Романова С.С.(история), «Альтернативная антивирусная программа» Морозова Ю.А.(естесвознание).
- В ходе конкурса исследовательских работ и творческих проектов были решены основные задачи качества образовательного процесса частично в освоении инновационных технологий, а именно применение информационных технологий, метода проектов (социально- и личностно-значимая деятельность), технологии обучения как учебного исследования, технология коллективной мыслительной деятельности .
Таким образом, инновационные технологии, используемые при подготовке к конкурсу исследовательских работ и творческих проектов, позволяют учащимся искать разнообразные способы информатизации (библиотечный фонд, сведения из Интернет-ресурсов), это дает возможность продуктивно использовать образы действий, выбирать приоритетные направления в исследовательской работе. Важной особенностью данного конкурса является приобретаемая сумма знания, умений, навыков, которые используются учащимися в повседневной практике с учетом самостоятельности их трудовой деятельности.