«Не останавливаться на месте, ставить новые цели и стремиться к их достижению»
Такова основная идея, ведущий мотив предметного разговора, состоявшегося в рамках управленческого проекта «Центра творчества «СВЕЖИЙ ВЕТЕР» «Территория личного успеха: Среда на УРА!» на семинаре-практикуме Творческой мастерской «РИТМ» 28 октября 2022 года.
В ходе семинара «Формирование инновационного мышления в системе дополнительного образования» рассматривались вопросы, связанные с осмыслением необходимости и возможности применения современных технологий как инструмента повышения качества образования.
В обсуждении практически все педагоги выделили в данном понятии две основные составляющие: это что-то новое по сравнению с предыдущим, и это новое направлено на повышение качества воспитания и образования. В целом суть определения обозначена достаточно верно. В современном понимании инновация — это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент».
Под готовностью педагога к инновационной деятельности принято понимать сформированность необходимых для этой деятельности личностных (большая работоспособность, умение выдерживать действие сильных раздражителей, высокий эмоциональный статус, готовность к творчеству) и специальных качеств (знание новых технологий, овладение новыми методами обучения и воспитания, умение разрабатывать проекты, умение анализировать и выявлять причины недостатков).
В настоящее время перед любым учреждением образования стоит задача не просто дать учащимся определенный набор знаний по учебным дисциплинам, а сформировать творческую личность, обладающую современными компетенциями, способную к постоянному саморазвитию.
Формированию «Ученика умеющего, творческого», имеющего ценностные ориентации, призван помочь компетентностный подход к обучению. Обучающийся считается компетентным по результатам деятельности, если он способен применять усвоенное на практике, то есть перенести компетентность на определенные ситуации реальной жизни.
В практической части педагогам были предложены тестовые задания и вопросы для обсуждения:
• «Какие знания, умения, способности необходимы педагогу для работы в режиме инновационной деятельности?»
• «Какого педагога вы хотите видеть на своих занятиях?»
• «Какого педагога — коллегу вы хотите видеть рядом с собой?»
• «Каким должен быть современный педагог?»
• «Что необходимо сделать, чтобы учащемуся стало интересно учиться, а педагогу учить?»
• Тест «Стандартный – нестандартный педагог».
В результате дискуссии педагоги пришли к выводу, что внедрение инноваций предполагает, прежде всего, развитие профессиональных компетенций.
Участники семинара спроектировали модель современных подходов для того, чтобы определить каким должен быть педагог, чтобы подготовить сегодняшнего ученика, чтобы повысить мотивацию педагогов к поиску и применению новых форм, методов, технологий обучения и способствовать повышению эффективности взаимодействия педагога и учащихся в образовательном процессе.
На этапе рефлексии в среде педагогов прочно утвердилось мнение, что исходя из соотношения технологии и мастерства, ясно, что педагогическая технология, которой можно овладеть, как и любая другая, не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога.
Одна и та же технология может осуществляться разными педагогами, где и будут проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Центр творчества «Свежий ветер» городского округа Тольятти
445028, г.о. Тольятти,
ул. Революционная, д.72